psablin (psablin) wrote in sber_bank,
psablin
psablin
sber_bank

Categories:

Письмо Германа Грефа №8

Над мартовским письмом неплохо поработали в плане вычитки текста, оно почти не содержит откровенных подстав. Салют, неизвестный коллега-спец :-) Постепенно начинаем привлекать профессионалов, молодцы.

Дорогие друзья, свое первое весеннее письмо я хотел бы начать с поздравления всех сотрудниц Сбербанка накануне 8 марта. Это удивительный праздник первых дней весны - времени надежды и радости, новых красок, первых цветов, запаха тополиных почек,

Сходил во двор, попинал сугробы. Немного полегчало.

времени, когда мы словно заново открываем мир вокруг себя. Для нашего Банка Международный женский день - это почти корпоративный праздник: из 270 тысяч человек, работающих в Сбербанке, 206 тысяч - женщины. Каждая из Вас - неповторима и особенна, и каждая из Вас - уникальное лицо Сбербанка. Сбербанк - самый теплый Банк,

Про самый теплый банк неплохо бы сказать всем тем женщинам, кто вынужден работать на своих местах в верхней одежде по причине дубака и сквозняка.

Что произошло за последнее время?

В Австралии случились колоссальные пожары. Вручили очередные "Оскары". В смысле те, которые настоящие, а не лучшему оператору машинного доения контролеру месяца. Моя кошка полюбила валяться на ковре. А у вас?

За последний месяц я побывал в Иркутске и Перми, познакомился с новыми коллегами, встретился с некоторыми из вас. С удовольствием хочу отметить высокую эффективность работы Байкальского и Западно-Уральского Банков. Руководству этих банков удалось наладить очевидно более качественную работу по сравнению с отделениями города Москвы.

Руководству этих банков, может быть, стоит поговорить с теми, кто руководит организацией работы отделений города Москвы? "Пусть меня научат" (с). А еще лучше - просто поменять их местами, дешево и сердито.

Здесь реализованы интересные новации: в Иркутске создан Финансовый центр, с открытыми нестандартными пространствами

Нестандартные пространства - это сильно. Риманово знаю, а еще какие?

Очень жажду фотографий нестандратных пространств :-)

и картинами местного художника, которые клиенты, по желанию, могут приобрести.

Непонятно, как художник коррелирует с финансовым центром. Ну то есть ясно, что он чей-то друг или брат, но почему именно картины? Можно продавать в финансовом центре утюги или там носки. Вдруг клиент будет нуждаться в носках, а мы - оппа - и наготове.

В Перми на Коллегии руководителей территориальных банков мы увидели продвинутый формат информационной системы, облегчающей принятие управленческих решений, а также прототип решения, позволяющего системно строить отношения с клиентом. Мы будем повсеместно внедрять аналогичные системы.

Как мне жаль инженеров, вынужденных в бешеном темпе и в нереально сжатые сроки собирать эту информационную систему к приезду высокого гостя.

Попробуйте приехать в какое-нибудь отделение действительно внезапно. Ну то есть совсем никого не предупреждая, чтобы не успели покрасить траву в зеленый цвет, а асфальт - в черный. А еще лучше - надеть накладную бороду, темные очки и посетить рядовой допофис с целью совершить элементарную операцию. Там, ГАИшный штраф заплатить, я понимаю, что смешно, но просто в порядке эксперимента. Немного спускает с небес на землю.

Мы ставим задачу интенсивного обмена опытом и лучшими практиками между регионами и центральным офисом. В рамках внедрения Производственной системы Сбербанка в одном центре мы будем собирать лучший опыт, лучшую практику, конкретные инновационные предложения и распространять их на все территории,

Собирать и успешно тиражировать лучший опыт вполне можно и не произнося пугающих и непонятных слов "Производственная Система Сбербанка". Сомневаюсь, что к банковской деятельности вообще корректно применимы слова "производственная система". Все же между Сбером и автомобильным заводом, даже самым успешным, есть существенная разница. А именно, мы не производим автомобилей, даже игрушечных. Это важно. Потому что когда я читаю документ, где рассказано, как я должен вытирать пыль со станка и складывать резаки в ящик, то чувстую себя немного нелепо.

Мы обязаны соизмерять производимые затраты и полезный эффект, чтобы избежать ситуации, когда в огромном, хорошо оснащенном помещении установлено всего десять сейфовых ячеек, которые, очевидно, никогда не окупят сделанные затраты.

"Огромное, хорошо оснащенное помещение", думаю, не пропадет в любом случае :-)

Я хотел бы призвать каждого сотрудника нашего Банка, кто видит реальные способы улучшения работы, делиться опытом и идеями. Ни одно предложение не будет оставлено без внимания. Для этих целей мы в ближайшее время создадим открытый общедоступный инновационный ресурс на внутреннем портале Банка. Развитие инноваций - это одна из ключевых задач Производственной системы Сбербанка.

Каким образом сотрудники будут мотивированы метать икру на этом информационном портале?

В Перми я встречался с активными сотрудниками Банка - молодыми, энергичными

...предварительно тщательно отобранными...

людьми, полными идей и желания сделать Банк лучше. Мы будем поощрять и всемерно поддерживать таких сотрудников, и каждый, кто достигает результатов, кто проявляет себя, будет замечен и получит признание.

Почетную грамоту?

Люди, которые создают инновации, - наш "креативный класс" - будут перемещаться вверх по карьерной лестнице. Помимо системы "вертикальных лифтов", мы также внедрим систему горизонтальных "географических" перемещений. Лучшие люди будут "перемещаться" между регионами, в том числе между территориальными банками и Москвой.

С "горизонтальными лифтами" - "опять непонятно!" (c). Зачем человеку, у которого в Новосибирске налаженный быт, друзья, и, к примеру, семья - менять его на Екатеринбург? Или Пермь, или Самару?

На Коллегии руководителей территориальных банков мы рассмотрели вопросы, которые, в том числе, Вы ставили в своих письмах мне. Спасибо Вам за комментарии, многие из них легли в основу набора из 11 приоритетов, которые мы сформулировали для Банка как ключевые в 2009 году:

Хорошо, что приоритетов только 11. В тех тербанках, где заставляют зазубривать такие вещи, люди реально выучат их за каких-то пару дней, не очень сильно будут мучиться.

Кстати, у меня вопрос по нашей Высокой Миссии.

"мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников" - ощущении гармонии и счастья ее сотрудников кем? Уполномоченным лицом или самими сотрудниками? В любом случае, как-то субъективно. Ведь каждый может ошибаться в своих ощущениях.

"Это была сложнонаведенная галлюцинация" (с).

В общем, лишнее слово, по-моему.

7. Построение адекватной системы мотивации сотрудников, в том числе создание системы "вертикальных и горизонтальных лифтов".

Кажется, начинаю понимать. Плохо работаешь? Ближайшим горизонтальным лифтом - в Анадырь! :-E

10. Эффективное управление расходами Банка.

"Эффективное управление расходами Банка" ведь не означает тупую "экономию" на всем, чем только можно, которая всегда неизбежно выливается в экономию на клиентах, которых мы особенно сильно любим последнее время? Не означает? Хорошо, я спокоен.

Обязательно расскажите тем, кто будет эффективно управлять расходами, что например "экономия" бумаги путем печати на черновиках ( листах, уже использованных с одной стороны ) - приводит к преждевременному износу и выходу из строя дорогих печатающих устройств. Копеечная "экономия" на спорте - к вялым сотрудникам, которые, обессилев, не могут выдать стомиллионный кредит. Экономия на столовых - к потерям рабочего времени на дорогу и больничным вследствие отравлений при питании где попало. Я так долго могу.

11. Повышение эффективности работы нашего Банка в Москве.

А эффективность работы нашего Банка в других городах мы повышать не планируем? Всё, везде наступил полный ПСС, осталась одна Москва неохваченной?

Почему это важно?

Почему именно Москва? Я хочу повысить эффективность работы нашего банка в Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе и даже Челябинске. Кажется, никого из миллионников не забыл.

Именно поэтому с марта начнется масштабный проект каскадирования ключевых элементов Стратегии до каждого из вас с целью раскрытия понимания роли каждого сотрудника в нашем общем деле.

Пара слов о каскадировании чего-либо на места. "Тщитильней надо" (с).

Вот, например, ЛИН предусматривает особо ухоженный вид рабочего места. Отлично. Как это выглядит на практике? Берется руководитель ( обычно зам ), такой, знаете, "таранного типа". И едет по допофисам, где и так работает самый забитый и замордованный клиентами народ. Там происходят солдатско-казарменные сцены с рытьем в тумбочках и выворачиванием содержимого ящиков на пол. У тех девочек, что помоложе и еще мало опыта работы в Сбере, случаются истерики. Те, что поматерее, просто стекленеют глазами и смотрят мимо, стараясь дышать ровно и глубоко. У всех кредиты и дети. А зам - он как приехал, так и уедет.

И ведь вся эта средневековая дикость, непонятно как попавшая в двадцать первый век - творится "именем короля".

В общем, очень прошу осторожно каскадировать. Постепенно.

Чтобы этот процесс стал не просто формальной процедурой, мы решили вовлечь в него большинство руководителей и назвали этот проект "4С": "Стратегия Сбербанка Своими Словами".

Союз Советских Социалистических Сбербанков.
Это первое, что пришло на ум, думаю у народа родятся более ударные варианты.

Вот откуда такая любовь к сокращениям? ЛИН, ПСС, 4С. СССР, РСФСР, ГКЧП.

А в чем суть этой с-с-с-с... сссс... ну вот этой новой замуты для руководителей? Они будут пересказывать Статегию рядовым неграм своими словами, сами, как они ее понимают?

Мне уже страшно.

Когда работа строится на вовлечении, интересе и нацеленности на результат, она приносит радость и удовлетворение. Это особенно касается руководителей среднего и нижнего звена, которые реально могут влиять на скорость перемен.

Давайте уточним, о ком же именно идет речь. Вот управляющие отделениями - это какое звено, среднее или нижнее?

Изменения набирают обороты. Но, к сожалению, читая ваши отклики, я вижу, что некоторые руководители иногда принимают решения, далеко отстоящие не только от сути Стратегии, но иногда и здравого смысла. В одном из отзывов на мое февральское письмо такие люди названы "крокодилами, которых хотят научить летать".

Вы же обещали "научить слона танцевать"? Без летающих крокодилов это никак невозможно, необходимая промежуточная стадия.

Есть совершенно замечательный анекдот про летающих крокодильчиков.

Цирк, выходит на арену конферансье:
- А сейчас выступят летающие крокодилы!
Зал:
- Да ну, фигня какая... Не бывает такого...
Тут на арену выбегает стадо крокодилов, бежит, бежит и... взлетает!
И начинает летать по кругу, только один маленький крокодильчик отстает
от всей банды. Зал в шоке...
Маленькая девочка в первом ряду, умиляясь, восклицает:
- Ах, летающие крокодильчики, как это прелестно!
А маленький крокодильчик подлетает к ней и говорит:
- Эх, девочка, знала бы ты, нас тут так ПИ$#ЯТ, так ПИ$#ЯТ...

Руководителям среднего и нижнего звена надо менять свое мышление и отношение к работе и - в первую очередь - отношение к сотрудникам. Недопустимо, когда руководители обязывают своих подчиненных выходить на работу в больном состоянии, не отпускают вовремя женщин в декрет, обязывают подчиненных за свой счет решать производственные вопросы. Таким руководителям я бы хотел напомнить - и на этом сделан акцент в нашей Стратегии - Человек является для Сбербанка высшей ценностью.

Золотые слова!

Как жаль, что они так и останутся только словами. До тех пор, пока за всё вот это самое не будет уволен десяток конкретных виновников и их имена не станут известны всей стране.

Лично знаю одно отделение, где управляющий заставляет покупать сотрудников бумагу за свой счет, сверх символического лимита. Представил себе, как я гордо отказываюсь это делать. Дальше - сплошные помехи.

Мотивация - одно из ключевых слов на пути к нашему успеху.

Мотивировать можно кнутом или пряником. С пряниками традиционно напряженка, а палку из любого забора можно выломать.

В Сбербанке есть великолепные примеры карьерного роста за счет личной вовлеченности и нацеленности на результат. Посмотрите на истории успеха заместителя Председателя Правления Банка Дмитрия Давыдова или Вице-президента, Директора управления корпоративного развития Максима Полетаева. Их продвижение - это не череда случайностей, а результат постоянной работы над собой, их личного стремления к совершенству и намерения достичь поставленных целей.

Большой вопрос, осталась ли бы их постоянная работа над собой замеченной при прежнем руководстве СБ? Но, в любом случае, двух примеров на уровне топ-менеджмента маловато. Я бы очень хотел 5-10 историй о Золушке вида: "была главным специалистом/начальником отдела - а стала управляющим". За какую-нибудь очень понятную и конкретную хрустальную туфельку. А пока их нет, личная вовлеченность остается персональным глюком каждого.

Изменения уже происходят. Мы много говорим о необходимости меняться и, читая ваши письма, я постоянно встречаю один и тот же вопрос: "Какие изменения и преобразования уже видны?".
...
Эти и другие уже совершенные преобразования и есть первые конкретные результаты.


Пока что мы имеем дело с информацией о том, что где-то открылись отдельные хрустальные дворцы, чей успешный опыт будет тиражироваться. Честно говоря, не очень убедительно. Но посмотрим, что будет дальше. Главное, чтобы вместе с указаниями по их строительству хотя бы подвозили хрусталь. А то совсем трудно стрелять без патронов.

В заключение остановлюсь еще на одном моменте - важности и необходимости создания "обратной связи". Я благодарен каждому, кто откликается на мое обращение и присылает сообщения. Это позволяет нам оперативно корректировать планы с учетом информации, поступающей от вас.

Мы также исключительно ценим возможность прямого диалога.
Уникальную в рамках Сбербанка России, а возможно и не только.

Результаты наших совместных усилий уже есть. Не стоит ждать, пока Вам расскажут, что где-то стало лучше. Давайте создавать результат своими руками. Важно изменить отношение к работе, активно предлагать новые решения и идеи и претворять их в жизнь своими руками.

Беру обратно свои слова про качественную вычитку. Два раза "своими руками", да еще в последнем абзаце, который, согласно "эффекту края", лучше всего должен врезаться в память?

Искренне Ваш,
Г.О. Греф


Искренне Ваш,
П. Саблин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments